Программа воспитания 2022-2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»,
г. Жуков Жуковского района Калужской области
ул. Рогачева, 11, г. Жуков, Жуковский район, Калужская область тел. 54088, 56140

ПРИНЯТА

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического

Директор школы

совета школы

______________Аллабергенова Н.М.

Протокол №1 от «30» августа 2022г.

Приказ №1/97 от «01» 09 2022г.

Рабочая программа
воспитания учащихся МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №1
им. С.Ф. Романова»
на 2022-2023 учебный год

г. Жуков

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
3.«ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
4«ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Работа с родителями»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Экскурсии, походы»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная программа школы обеспечивает достижение обучающимися личностных
результатов, формирует у обучающихся основы российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности. Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются
запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума.
При написании воспитательной программы учитывались требования ФГОС.

Особенности воспитательного процесса в школе
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребёнка, в котором
непосредственно участвуют педагоги школы, школьники, их родители и социум. Основные
принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша
школа, обеспечивают:







Соблюдение законности и прав детей и их семей;
Соблюдение конфиденциальности информации о ребёнке и семье;
Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для
детей, так и для взрослых;
Создание детско-взрослых объединений;
Проведение КТД;
Системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.

МОУ СОШ№1 им. С.Ф Романова находится в городе Жуков. В шаговой доступности от
школы располагаются: школа искусств №1 и №2, изостудия, Государственный музей
Г.К. Жукова, ГДК, центр дополнительного образования им. Маршала, ледовый дворец ГАУС
«Возрождение», муниципальная детская библиотека, ДК КНИРТИ,
Школе в 2021 году исполняется 160 лет. За время существования школы сформировались
традиции. Основными традициями воспитания в МОУ «СОШ№1» являются:
- годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими историческими
датами и направлениями воспитательной деятельности, являющихся приоритетными для
школы, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов:
(торжественные линей, посвящённые Дню знаний и Последнему звонку, День учителя и Дни
самоуправления, предметные и общеинтеллектуальные декады (октябрь-декада экологии,
ноябрь- декада толерантности, декабрь-декада права, январь-декада вежливости, февральдекада, посвящённая Дню защитника отечества, март-декада точных наук, апрель-Книжкина
неделя, май-мероприятия патриотической направленности).
На базе школы более 30 лет работает школьный музей героя Советского Союза
С.Ф. Романова, детские объединения: «КЛИО Патриот» (Клуб Любителей Истории Отечества),
шестой год работает клуб Юнармия, творчески, много лет с применением различных форм
работает детское объединение ЮИД «Стоп», работает детский отряд ЮДП «Агент-01»,
ученическое объединение «Совет старшеклассников», детская организация «Юные Жуковцы».

Цель и задачи воспитания
Педагогический коллектив МОУ СОШ№1 им. С.Ф. Романова видит своих выпускниковвоспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые
не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность
за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-нравственные традиции
народов России.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней
следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых,
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
 К семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
















К труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности
в завтрашнем дне;
К своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать.
К природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
К миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
К знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
К культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение,
К здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистического взгляда на мир;
К окружающим людям как безусловной абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за своё собственное будущее.

Приоритет этой цели связан с особенностями подросткового возраста: со стремлением
подростков утвердить себя как личность в системе отношений взрослого мира. Для
подростков особую значимость имеет становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст-наиболее удачный возраст для
развития социально значимых отношений школьников.
Именно ценности человека во многом определяют его жизненные цели. Данная цель
ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому
стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:
с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное
внимание.

Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение
следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования,
реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7. организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для
освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
8. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
9. организовывать профориентационную работу со школьниками;
10. организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.

Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
модулей воспитательной работы школы:

1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном
классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
1. инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе. Например: Новый год.
Традиционное общешкольное ключевое дело. После выбора идеи и распределения заданий
для классов на совете дела в классе проводится «Мозговой штурм», чтобы создать идею
выступления. Главным полезным принципом проведения праздника является: совместный
труд всех учащихся класса, классного руководителя и родителей: коллективная подготовка,
выступление и коллективный анализ выступления.
2. организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Например: «Персональная выставка» в течении года организацию персональных
выставок творческих работ детей класса (фотографий, рисунков, картин, поделок из
природного материала, поделок из «Лего», вышивок, изделий из пряжи и т.д.). Выставка
проходит с приглашением ребят из других классов и родителей. Автор выставки проводит
экскурсию или показывает мастер-класс. Такие выставки помогают ребёнку преодолеть
застенчивость, учат поведению на публике, правильно реагировать на критику.
3. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения. Классный час не должен носить характер
назидательности, осуждения неуспешного учащихся.
Час общения «Свеча»
Издавна пламя свечи, как любой огонь, действует оздоравливающим образом, сжигая все
больное и злое, будь то тоска, усталость, гнев и раздражение.
Час общения может носить разную тематику: «Поговорим о дружбе», «Свеча памяти»,
«Тепло родного очага», «Комплемент» и т.д.
4. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; регулярные беседы, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
5. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
«Мозговой штурм»
Мозговой штурм направлен на активацию умственной деятельности и творческой
активности учащихся. Является одним из способов поиска новых идей. Применение
мозгового штурма во время классного часа позволяет всем ребятам включиться в работу.
Ребята делятся на две группы. Одна группа выдвигает идеи и предложения т.е. создают банк
идей, а вторая группа анализирует банк. Соответственно группы работают по очереди.

Или весь класс выступает в роли генератора идей, а потом в роли критиков. Мозговой штурм
проходит интересно и плодотворно если тема штурма интересна ребятам.

Индивидуальная работа с учащимися:
1. изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом.
2. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
3. индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
Вниманием относиться к работам других ребят.
4. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
1. регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
2. проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
3. привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
4. привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
1. регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
2. помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
3. организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
4. создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
5. привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.
Например: Цикл встреч «Профессии наших родителей». На классный час приглашают
родителей, бабушек, дедушек рассказать детям о своей профессии. К встречам готовятся
заранее. Консультируются с родителями как сделать встречу интересной и полезной.
Ученики готовят вопросы и задают их гостю. Такие встречи несут полезную информацию о
множестве профессий и вызывают чувство гордости за своих родителей. Создаётся
атмосфера доверительного взаимодействия родителей и обучающихся. Уместно на таких
классных часах исполнение тематических песен и стихов.
* Экскурсии, экспедиции и походы
Экскурсии планируются классным руководителем и родителями (законными
представителями) на учебный год. В каждой возрастной категории учащихся планируются
экскурсии профориентационной направленности с посещением предприятий и учреждений
района и выездом за пределы района, военно-патриотической направленности, историкокраеведческой и др.
2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках выбранных обучающимися направлений.


Внеурочная деятельность
Формы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО
Спортивно-оздоровительное направление: «Баскетбол», «Туристы-пешеходники»,
«ОФП», «Волейбол»,
Общеинтеллектуальное направление: « Робототехника», «Лаборатория чудес»,
«Удивительный микромир», «Финансовая грамотность», «Занимательная математика», « »,
«Проектная деятельность».
Общекультурное направление: Театр «Театральная мозаика», «Экология человека»,
«Лабиринты выразительного чтения».
Духовно- нравственное направление: «Основы православной культуры», творческое
объединение «Патриот», отряд «Юнармия», «Разговоры о важном».
Социальное направление: клуб «Мы разные», «Твоя будущая профессия», «ЮИД»,
«ЮДП».

3. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
















установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
 Правила кабинета.
Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке,
прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у
обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за командукласс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.


Практикоориентирование.
Создание условий для применения предметных знаний на практике, в том числе и в
социально значимых делах (проведение исследований с последующим анализом
результатов на уроке, при проведении мероприятий). Такая деятельность развивает
способность приобретать знания через призму их практического применения.



Ежегодная интеллектуальная игра «Эрудит года»
Форма работы с обучающимися стимулирующая познавательную деятельность,
которая даёт учащимся возможность приобретения опыта ведения конструктивного
диалога, аргументирование и отстаивание своей точки зрения, приобретение навыка
публичного выступления перед аудиторией.



Ежегодная школьная научно-практическая конференция.
Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности
происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и
саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослыми на основе
предмета, знакомство с проектным циклом.



Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной
работе и взаимодействию.



Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

4. Модуль «Работа с родителями»










Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
« Совет отцов», Общешкольный родительский комитет, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей;
Общешкольный родительский комитет состоит из представителей с1-го по 11-й класс.
Комитет собирается раз в четверть (по плану работы) и по необходимости. В каждую
повестку вносятся вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать своё
отношение к проводимой в школе работе, задать интересующие вопросы администрации,
при необходимости администрация отвечает на вопросы и убеждает родителей в своей
позиции. Родительский комитет – это представительский орган, его члены добросовестно
доносят информацию до классных родительских комитетов.
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
День открытых дверей - Традиционное общешкольное дело, проводится один раз в году
для родителей обучающихся. Это праздник внеурочной деятельности, дополнительного
образования, соревнований, конкурсов, олимпиад, детских концертов. Детские сообщества
вместе с учителями готовят интересные занятия, планируют, ищут информацию,
систематизируют, выбирают, оформляют.
общешкольные родительские собрания и родительские конференции, происходящие в
режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
участие родителей в организации и проведении общешкольных ключевых дел и классных
мероприятий;








родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности; (персональные выставки, экскурсии, походы,
спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья», футбольные матчи «Папасын» в проведении классных часов на тему профориентации, проводят мастер-классы по
изготовлению подарков своими руками, организация и сопровождение экскурсионных
поездок, походов.)
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов
и родителей.

5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.










Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
на уровне школы:
через деятельность Совета обучающихся, в состав которого входят представители: Совета
старшеклассников, отряда ЮИД, ЮДП, творческого объединения «Патриот» клуба
«Юнармия», патриотического объединения «Феникс».
Совет обучающихся создан для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий и ключевых дел (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.) и по направлениям: личностное
развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационномедийное направление;
через деятельность секторов: учебный сектор, правовой сектор, спортивно-оздоровительный
сектор, культурно-массовый сектор, сектор печати;
на уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров,
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в
походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:




через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.

6. Модуль «Профориентация»















Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника
к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия города, района, области дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, профориентационных
лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных
в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного
образования.

7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемые педагогами вместе с детьми. Родителями и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми.
Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами
в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимают участие все школьники.
Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде:

сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое
коллективное творческое дело есть проявление практической заботы школьников и
педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Коллективное творческое
планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские,
спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших школьников
полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и
о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается
совместно школьниками и педагогами – как младшими, так и старшими. Оно – творческое,
потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом
варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно
важных задач.
Весь учебный год разбит на 4 главных коллективных творческих дела (КТД).
1 четверть – КТД «Безопасность. Экология»;
2 четверть – КТД «Человек и закон. Здоровый образ жизни.»;
3 четверть – КТД «Человек и общество. Наука»;
4 четверть – КТД «Моё Отечество»
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ
жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского
отношения к другим людям, миру. Ключевые дела способствуют интенсификации общения
детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В
образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование
окружающего социума:
Проекты:
разработанные совместно с экологической службой района «Река Угодка», «Родники»
• городские методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию
ученического самоуправления:
Мероприятия проводимые с Районным Советом молодёжи: субботники, круглые столы,
Город мастеров
• дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых
обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни
школы и города:
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями учащихся
спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.


На школьном уровне:
•Церемония поднятия государственного флага под государственный гимн – каждый
учебный понедельник
• Каждый учебный понедельник «Разговор о важном»
• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне
города, региона, России, в которых участвуют все классы школы

Декады: Экологическая, толерантности «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», права
«Закон и ты»
Праздники: Посвящение в пешеходы (1-е классы), «День пожилого человека», «День
матери», Новогодние праздники, Неделя детской книги, смотр строя и песни, День туриста.
Концерты: ко Дню пожилого человека, Дню матери, фестиваль солдатской песни, Школьная
весна,
Спортивные игры и соревнования: «Жуковские богатыри», военно-спортивная игра
«Зарница», «Весёлые старты», командные спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная
семья»
• торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующий уровень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с патриотическим
воспитанием;
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в
Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела;
• участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение
класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления
класса.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации,
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:














утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими
делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям;
совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений,
помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.);
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением,
традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при
вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий
отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в
школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время
на природе. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания формируется
костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются
лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор
значимых дел;
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому,
что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения,
проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

9. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию



своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности
турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников,
включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма,
соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую
съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни,
конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную
эстафету;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы МОУ СОШ №1 им. С.Ф. Романова проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим
работникам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм
и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям:


1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Способ получения информации: педагогическое наблюдение.
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год?
 какие проблемы решить не удалось и почему?
 какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу?
Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.


Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностноразвивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Способы получения информации:
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления,
 анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического
самоуправления.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.


Вопросы самоанализа:
качество проводимых общешкольных ключевых дел;
качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
качество существующего в школе ученического самоуправления;
качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качество профориентационной работы школы;
качество работы школьных медиа;
качество организации предметно-эстетической среды школы;
качество взаимодействия школы и семей обучающихся.
Результатом самоанализа воспитательной работы будет ряд выявленных проблем, которые
не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2021-2022 учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2022-2023 учебный
год.














Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432)54-0-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».