Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. С.Ф. Романова», г. Жуков Жуковского района Калужской области 249191, ул. Рогачева, 11, г. Жуков, Калужская область, тел. 54088, 56140 Принято: Педагогическим советом №1 от 30 августа 2022года Утверждено приказом директора школы № от 31.08.2022 г. Образовательная программа дополнительного образования детей муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. С.Ф. Романова», г. Жуков Жуковского района Калужской области Пояснительная записка 1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования. План по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развить творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовного богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих социально-гуманитарную, физкультурно-спортивную, техническую, направленность. Тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности. 2. Нормативно-правая основа учебного плана по дополнительному образованию. 2.1. Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области дополнительного образования. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); 3. Устав Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. С.Ф. Романова», г. Жуков Жуковского района Калужской области Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима обучения и отдыха обучающихся. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 3. Содержание по ступеням обучения, направленностям. 3.1 Цель и задачи дополнительного образования. Целью дополнительного образования является создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих социально-гуманитарная, физкультурноспортивная, техническая, естественнонаучная, художественная, направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеобразовательным программам; обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; формирование общей культуры личности обучающихся, их социализация и адаптация к жизни в обществе; формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся. 3.2. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности. Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) 3.3. Структура дополнительного образования Система дополнительного образования в школе в 2022-2023 учебном году организована по следующим направленностям: Естественнонаучная: Удивительный микромир (Чугреева И.А.) Лаборатория чудес (Дмитриева Е.Н.) Техническая: Робототехника (Вырвич И.А.) Социально-гуманитарная: Юный инспектор дорог (Малявина Н.П.) Дружина юных пожарных (Боева С.С.) Мы разные (Шойму Т.В.) Клуб «Патриот» (Казакова Т.И.) Физкультурно-спортивная Клуб «Сила» (Рыбанова Е.Г.) Туристическо-краеведческая Клуб «Туристы-пешеходники» (Кайдаков М.Д.) Клуб «Юнармия» (Комбарова Н.В.) Художественная Театральная мозаика (Наумова В.А.) Особенности учебного плана Режим работы и расписание занятий системы дополнительного образования школы максимально учитывает учебную нагрузку школьников по основной образовательной программе и отвечает запросам родителей (законных представителей). Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным программам и занятиями по дополнительным общеразвивающим программам перерыв составляет 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 4 часов. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5-дневной рабочей недели. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся. Состав объединений определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы. Занятиями по дополнительным общеразвивающим программам охвачены дети в возрасте от 6,5 до 18 лет. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако, в СанПин, посещение ребенком более чем в 2 – х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и должен обеспечивать возможности достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. По окончания учебного года, с целью предоставления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и вразновозрастных объединениях по интересам. Определяя объем учебной нагрузки обучающихся, учебный план дополнительного образования распределяет время, отводимое на освоение образовательных программ, реализуемых в творческих объединениях, кружках следующих направленностей: Художественная направленность. Программы музыкального творчества направлены на развитие у воспитанников музыкального слуха, художественного вкуса, исполнительного мастерства (сольного и концертного), овладение элементами эстрадного музыкального вокального и группового творчества. Социально-гуманитарная направленность. Программы способствуют воспитанию интеллектуальной инициативы и творчества обучающихся, мотивации к самоопределению, интеграции основного и дополнительного образования. Обучающиеся совершенствуют свои знания в определенной предметной области, приобретают навыки социального творчества. Результатом деятельности творческих является организация творческих встреч, организация и проведение воспитательноеобразовательных мероприятий (концерты, выступления, экскурсии и др.). Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся является участие в отчетных собраниях, конкурсах разного уровня, социальных акциях и др. Физкультурно-спортивная направленность. Программы способствуют развитию физических возможностей, формированию здорового образа жизни. Обучающиеся приобретают навык игры по определенному виду спорта, тем самым формируют свое положительное отношение к себе и своему здоровью. Результатом деятельности спортивных секций является участие в спортивных соревнованиях, полученные знания, умения и навыки, сформированные компетенции по выбранному виду спорта. Естественнонаучная направленность способствует развитию интереса детей к предметам естественнонаучного цикла как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодежи. Техническая направленность ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническим информационным технологиям, научноисследовательской и конструкторской деятельности. Обучение по программа технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Программа дополнительного образования позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.