Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова», г. Жуков Жуковского района Калужской области ул. Рогачева 11, тел. 54088, 56140 ПРИНЯТА на заседании педагогического совета школы Протокол №1 от «30» августа 2022г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________Аллабергенова Н.М. Приказ №1/97 от «01» 09 2022г. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Лаборатория чудес» «Точка роста» естественнонаучной направленности создатель программы: Дмитриева Е.Н. - учитель химии Возраст учащихся: _13-15__лет Срок реализации: 1 года 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для мотивированных школьников творческого объединения «Лаборатория чудес» (далее программа) относится к программам естественнонаучной направленности и предназначена для формирования функциональной естественнонаучной грамотности. Программа разработана и утверждена в 2022 году. Актуальность программы состоит в том, что она: соответствует требованиям ФГОС в отношении системнодеятельностного подхода к организации учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и достижению целей образования через овладение обучающимися универсальными учебными действиями; реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; соответствует его основной цели: «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»; реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» при МОУ СОШ №1 им. С.Ф. Романова г. Жуков. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что направлена на создание условий для личностного и интеллектуального роста мотивированных детей, расширение интеллектуального пространства обучающихся в рамках совместного взаимодействия. Отличительная особенность программы – позволяет привить обучающимся интерес к проектно-исследовательской деятельности посредством современного оснащения кабинета химии, оборудованного в условиях реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Адресат программы: обучающиеся 9 класса, мотивированные к изучению химии и занятиям проектно-исследовательской деятельностью. Объем программы составляет 34 часа. Формы организации образовательного процесса. Форма обучения – очная (допускается заочная), индивидуальная. Образовательный процесс осуществляется очно/ дистанционно и координируется педагогом. В рамках выполнения творческих проектных работ предусматриваются индивидуальные, групповые и объединение учащихся в микро-группы для осуществления сетевого взаимодействия. Виды занятий по программе: интерактивная беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, интерактивный опрос, консультация. Срок освоения программы – 1 учебный год. Режим занятий. Количество занятий в неделю – 1 час. При онлайнзанятиях дистанционное обучение сочетается с самостоятельной работой обучающихся. Продолжительность одного занятия 45 минут Цель программы: формирование навыков исследовательской деятельности и функциональной естественнонаучной грамотности обучающихся, развития творческой личности, самоопределения и самореализации. Задачи программы Образовательные: - обеспечить в ходе занятий формирование функциональной естественнонаучной грамотности. Развивающие. Способствовать развитию: - внимания, воображения и познавательного интереса; - творческих способностей – формированию рефлексивных умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?); - любознательности, чувства удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах; - гибкости, логичности мышления, доказательности суждений. Воспитательные. Способствовать воспитанию и формированию: активной жизненной позиции, общественной активности, предприимчивости; - положительной «Я-концепции»: умению аргументировать свою позицию, положительной самооценки, самокритичности, оптимизма, уверенности в себе, лидерских качеств; - ответственности, самоконтроля, рассудительности, умения адаптироваться к новым условиям, умения прогнозировать собственную деятельность, умения организовать свою деятельность и анализировать ее. Предполагаемые результаты программы В процессе освоения программы творческого объединения «Лаборатория чудес» планируется достижение обучающимися результатов личностного, предметного и метапредметного характера. Предметные результаты: ознакомление с методологией научного познания в сфере естественнонаучных знаний; применение полученных знаний и компетенций на практике в процессе решения образовательных задач и выполнения практических работ и научноисследовательских проектов. Личностные результаты: - выработка умения самоконтроля времени выполнения заданий; - выработка умения в оценке объективной и субъективной трудности заданий; - умение работать с использованием дистанционных форм обучения. Метапредметные результаты. Обучающиеся - научатся самостоятельно определять цели обучения, мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - приобретут опыт исследовательской деятельности: научатся самостоятельно вести отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию. Условия реализации. Для организации занятий творческого объединения «Лаборатория чудес» используется материальная и учебная база МОУ СОШ № 1 им. С.Ф. Романова г. Жуков Материально-технические: учебные помещения, оснащенные необходимым современным оборудованием. Лабораторное и техническое оборудование: ноутбук, документкамера, мультимедийный проектор, цифровая лаборатория «Интлер», лабораторная посуда и оборудование. Информационно обеспечение: для реализации программы применяются: аудио-, видео-, фотоматериалы, интернет-источники, специальная и учебная литература. Формы аттестации/контроля для определения результативности освоения программы На всех этапах реализации программы регулярно проводится педагогический контроль (мониторинг уровня освоения обучающимися программы). Предметом контроля являются знания, умения и навыки учащихся, полученные в результате освоения программы, личностные качества учащихся, обозначенные целью и задачами программы. Мониторинг проводится посредством входного, текущего (интерактивного опроса) и итогового контроля. Входной контроль (стартовая диагностика) проводится в форме тестирования, по результатам которого у обучающихся выявляется уровень теоретической и практической подготовки. Текущий (тематический) контроль осуществляется по итогам каждого занятия учебного модуля посредством выполнения задания практической или самостоятельной работы. В рамках текущего контроля предполагается также самоконтроль, рефлексия обучающимися собственной деятельности и достигнутых образовательных результатов. Итоговый контроль проводится посредством теста в конце учебного года и выполнением исследовательского проекта. Программа предусматривает использование следующих форм аттестации/контроля: интерактивный опрос, фото-отчет, презентация исследовательской работы и проекта, интерактивная беседа. Учебный план Название раздела Количество часов теория практика всего Приѐмы обращения с веществами и оборудованием Химия вокруг нас 6 4 10 9 6 15 Химия и твоя будущая профессия История химии 4 0 4 2 3 5 Итого 21 13 34 Формы аттестации/ контроля Входное тестирование, тестирование, отчѐт по практической работе. Тестирование, отчѐт по практической работе. Тестирование, отчѐт по практической работе. Итоговое тестирование, тестирование, отчѐт по практической работе. Содержание учебного плана Раздел 1. «Приѐмы обращения с веществами и оборудованием». Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Знакомство с лабораторным оборудованием, нагревательные приборы и пользование ими, взвешивание, фильтрование и перегонка, выпаривание и кристаллизация. Приемы обращения с веществами. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами, приготовление растворов в химической лаборатории и в быту, занимательные опыты по теме: «Приѐмы обращения с веществами и оборудованием» Раздел 2. «Химия вокруг нас». Химия в природе. Физические и химические свойства воды, занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Химия в быту. Химические реакции, протекающие: при стирке, приготовлении пищи, консервировании, пользовании косметикой, использовании средств личной гигиены. Раздел 3. «Химия и твоя будущая профессия». Профессии, связанные с химией. Обзор профессий, требующих знания химии. Ознакомление с профессиями: сотрудники правоохранительный органов; агрономы, химики-технологи; химики-инженеры; медицинские работники; экологи Пищевая промышленность и еѐ специалисты: технологи и многие другие. Технологи производства. Раздел 4. «История химии». История химии. Знакомство с великими химиками и их вкладом в развитие химии. Химия на службе человечества. Применение химических открытий в различных сферах человеческой деятельности. Общий вклад химии в прогресс человеческого общества. Профессии, связанные с химией. Ознакомление с профессиями: агроном, овощевод, цветовод, медицинский работник, повар. Творческий проект «Химия в моей будущей профессии». Конференция «Мой проект». Календарный учебный график Номер занятия 1.1 1.2 1.3 Тема занятия Форма занятия Форма контроля Раздел 1. Приѐмы обращения с веществами и оборудованием Правила работы и ТБ при Интерактивная Тестирование работе в лаборатории. Правила беседа оказания первой медицинской помощи Знакомство с лабораторным Интерактивная Тестирование Оборудованием и беседа нагревательными приборами Тестирование Нагревательные приборы и Интерактивная пользование ими. беседа 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Практическая работа №1. Практикум Приѐмы обращения с лабораторным оборудованием. Использование нагревательных приборов Очистка веществ от примесей. Лекция Практикум Практическая работа №2. Отделение серы от железных опилок, отделение воды от растительного масла перегонка воды. Лекция Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами Практикум Практическая работа № 3 Опыты. иллюстрирующие основные приѐмы работы с жидкими, твердыми и газообразными веществами. Лекция Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту Практикум Практическая работа № 4 Приготовление растворов в химической лаборатории. Раздел 2. Химия вокруг нас. Природные явления, Интерактивная сопровождающиеся беседа химическими процессами. Самое удивительное на планете Интерактивная Вещество - вода беседа Практическая работа № 5 Практикум Обычные и необычные свойства воды. Практическая работа № 6 Практикум Определение кислотности воды Сравнительный анализ кислотности воды из разных источников Лекция Стирка по-научному. Разновидности моющих средств, правила их использования. Практическая работа № 7 Практикум Жесткость воды Химия в консервной банке. Хранение и переработка продуктов. Консерванты, их роль. Всегда ли права реклама? Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Оформление отчѐта по практической работе. Тестирование Оформление отчѐта по практической работе. Тестирование Отчѐт по практической работе. Тестирование Отчет по практической работе. Тестирование Тестирование Отчѐт по практической работе Отчет по практической работе Тестирование Отчет по практической работе Интерактивная беседа Тестирование Интерактивная беседа Тестирование 2.9 2.10 2.11 Химические секреты дачника. Интерактивная Виды и свойства удобрений. беседа Правила их использования. Техника безопасности Интерактивная обращения с бытовыми беседа химикатами. Ознакомление с видами бытовых химикатов. Правила оказания первой Интерактивная беседа помощи при отравлении бытовыми химикатами. Тестирование Методы очистки пятен. Тестирование Интерактивная беседа практикум Практическая работа №8 Очистка пятен на тканях. 2.13 Знакомство с методами чистки Интерактивная изделий из меди, серебра, беседа мельхиора и т.д. 2.14 Практическая работа №9. Практикум Чистка изделий из меди,серебра, мельхиора и т. д. 2.15 Практическая работа № 10 Практикум Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Раздел 3. «Химия и твоя будущая профессия» 2.12 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Обзор профессий, требующих знания химии Медицинские работники. Экологи Конференция «Мой проект» Тестирование Тестирование Отчѐт по практической работе Отчѐт по практической работе Интерактивная беседа Мини-проект Интерактивная беседа Интерактивная беседа Мини-проект Пищевая промышленность и еѐ специалисты: технологи и многие другие. Технологи производства. Интерактивная беседа Раздел 4. «История химии» История развития химии в России. Выступления обучающихся о великих химиках. Вещества и материалы, используемые в современной лѐгкой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.). Практическая работа №11 Качественные реакции на обнаружение веществ Тестирование Интерактивная беседа Исследовательский мини-проект Интерактивная беседа Практикум Тестирование Интерактивная беседа Интерактивный опрос Практикум Отчѐт по практической работе Практикум Защита проекта Творческий проект Методическое обеспечение программы Перечень методических и дидактических материалов, информационных ресурсов сети «Интернет», контрольно-измерительных материалов, необходимых для реализации программы Для учителя. 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-9 классов. / О. С. Габриелян, А.В.Купцова – M.: Дрофа,2016г. 2. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Методическое пособие «Химия.8 класс». – М: Дрофа, 2015г. 3. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Методическое пособие «Химия.9 класс». – М: Дрофа, 2015г. 4. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2012 г. 5. Ефремов ВВ. Занимательные опыты с кристаллическим перманганатом калия//Химия в школе 2004 г. №2 стр. 62. 6. Жуков Л. Н. Демонстрация воспламенения смеси аммиака с кислородом // Химия в школе 2004 г., № 4 стр. 63. 7. Речкалова Н. И. Какую воду мы пьем //Химия в школе 2004 г. №3 стр. 7. 8. Турлакова Е. В. Определение показателей качеств воды // Химия в школе2001- №7 - стр. 64. Для обучающихся. 1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян — М.: Дрофа, 2016г. 2. Химия. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/О.С. Габриелян—М.: Дрофа,2016г. 3. Груздева Н. В. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию./Н. В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – СПб: Крисмас+, 2006. 4. Люцисс К. Большая детская энциклопедия:2001 г. 5. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия./ В. Рюмин. – М. :Центрполиграф, 2011. Интернет- ресурсы. 1. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. 2. http://www.en.edu.ru/ - Естественнонаучный образовательный портал. 3. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html - «Химия для ВСЕХ» 4. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия 5. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. 6. http://chemworld.narod.ru/internet.html - Химия в сети: избранное 7.оhttp://www.virtulab.net/index.php?id=57&Itemid=108&layout=blog&option=c om_content&view=category - Виртуальная лаборатория по химии 8. http://school-collection.edu.ru/- образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых