Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова», г. Жуков Жуковского района Калужской области ул. Рогачева 11, тел. 54088, 56140 ПРИНЯТА на заседании педагогического совета школы Протокол №1 от «30» августа 2022г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________Аллабергенова Н.М. Приказ №1/97 от «01» 09 2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника Vex IQ» Направленность : техническая Срок реализации : 2 года Составитель: начальных Вырвич И.А. Согласовано с родителями обучающихся 2022г. учитель классов Пояснительная записка Наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом требований: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г. Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» № 1726-рот 04.09.2014 г. Приказа Минпросвещения РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. Направленность программы - техническая Актуальность программы: Программа направлена на решение конструкторских, художественно конструкторских и технологических задач, что является основой в развитии творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. Технологические наборы Vex IQ ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Отличительная особенность и новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что изучение основ робототехники на базе образовательного конструктора Vex IQ дает им возможность создавать оригинальные модели, воплощать свои самые смелые конструкторские идеи, изучать язык программирования, а также участвовать в соревнованиях. Возраст, на который направлена программа: 10-13 лет Уровень: стартовый. Срок реализации: 68 часа, 2 часа в неделю, 1 год. Форма занятий: групповая Форма обучения - очная, при необходимости возможен переход на дистанционную форму обучения при согласии родителей. Особенности организации образовательного процесса: учебный состав сформирован в группы учащихся по 10-12 человек. Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу учебных занятий; 34 часа в год. Цель: введение в начальное инженерно-техническое конструирование и основы робототехники с использованием робототехнического образовательного конструктора Vex IQ. Задачи: - ознакомить учащихся с конструктивным и аппаратным обеспечением платформы Vex IQ, джойстиком, контроллером робота и их функциями; - ознакомить учащихся с простыми механизмами, маятниками и соответствующей терминологией; - познакомить с робототехническим механизмом, их конструкцией; с приемами сборки и программирования базовой модели робота в соответствии с пошаговыми инструкциями робототехнического образовательного конструктора Vex IQ; - обучить проектированию, сборке и программированию устройства; - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном; - развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Учебный - тематический план 2 года обучения. Стартовый уровень: 1 час в неделю № п/п Название раздела 1 2 Количество часов всего теория практика 2 4 4 3 Вводное занятие 2 Состав образовательного 8 конструктора Работа с основными устройствами и комплектующими 10 2 8 4 Разработка моделей робота 14 4 10 5 Сборка робота Clawbot 18 4 14 6 Сборка мобильного робота 14 2 12 7 Аттестация учащихся 2 1 1 Всего: 68 19 49 Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила дорожной и пожарной безопасности. Теория: Знакомство с лабораторией. Знакомство с порядком и планом работы на учебный год. Ознакомление с правилами рабочего человека. Правила ТБ, пожарной и дорожной безопасности. Форма занятий: показ видеороликов, инструктаж. Раздел 2. «Состав образовательного конструктора» Освоение данного раздела позволит формированию у обучающихся следующих компетенций: способность анализировать устройство изделия, выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей и программировать контроллер. Тема 1: Конструктивные элементы и комплектующие конструкторов Vex IQ. Теория: Знакомство с образовательным конструктором Vex IQ (детали виды соединений) Техника безопасности. Практика: Правила организации рабочего места и правилам безопасной работы. Контрольное упражнение. Решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Тема 2: Исполнительные механизмы конструкторов Vex IQ. Теория: Простые механизмы, основные понятия (центр тяжести, трение, мощность, скорость, крутящий момент, зубчатая передача (прямая, коническая, червячная), цепная передача, передаточное отношение, колесо, ось) необходимые для проектирования роботов и робототехнических систем. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Практика: Проведение оценки и испытание полученного продукта, анализировать возможные технологические решения, определять достоинства и недостатки в заданной ситуации. Проектирование и сборка установки с цепной реакцией. Тема 3: Базовые принципы проектирования роботов Теория: Назначение ПР, параметры объекта манипулирования (масса, размеры, форма), технические требования к перемещениям, скоростям, точности, к конструкции, комплектующим, условия эксплуатации (температура, состав атмосферы. Механические и другие воздействия), требования к надежности, ремонтопригодности, наладке и регулировке, квалификации обслуживающего персонала, требования по технике безопасности, экономической эффективности, требования к совместно работающему оборудованию. Практика: Контрольное упражнение. Знания в области механики, электроники и компьютерного программирования при проектировании роботов. Тема 4: Программируемый контроллер Теория: Виды контроллеров Практика: Использование программируемого контроллера в образовательном конструкторе Раздел 3. «Работа с основными устройствами и комплектующими» Тема 1: Виды алгоритмов Теория: Виды алгоритмов: линейные, ветвящиеся, циклические. Практика: Составление блок-схем Тема 2: Подключение и работа с датчиком касания и цвета Теория: Изучение строения и свойств датчика касания Практика: Программирование датчика касания Тема 3: Подключение и работа с датчиком расстояния Теория: Изучение строения и свойств датчика расстояния Практика: Программирование датчика касания расстояния Тема 4: Подключение управления моторами Теория: Изучение строения и свойств моторов Практика: Программирование моторов, чтение простых схем Тема 5: Подключение и работа с гироскопом Теория: Изучение строения, назначения и применение гироскопа Практика: Программирование гироскопа. Раздел 4. «Разработка моделей робота» Темы 1-2: Движение робота вперед-назад и осуществление поворотов Теория: Общие правила создания роботов и робототехнических систем: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность Практика: Сборка базовой модели робота в соответствии с пошаговыми инструкциями Темы 3-4: Управление манипулятором робота Теория: Особенности работы датчиков Практика: Подключение и работа датчиков, манипулятора робота Темы 5-7: Подключение ультразвукового дальномера Теория: Устройство ультразвукового дальномера Практика: Подключение ультразвукового дальномера Раздел 5 «Сборка робота Clawbot» Темы 1- 7: Сборка робота Clawbot Теория: Конструкция робота Clawbot Практика: Сборка и программирование робота Clawbot, конструирование клешни робота Темы 8,9: Подготовка к соревнованиям Bank Shot Теория: Проектирование и конструирование ходовой части робота. Составление алгоритмов. Практика: Сборка робота Clawbot готового к участию в соревнованиях Bank Shot. Раздел 6. «Сборка мобильного робота» Темы 1-3: Сборка мобильного робота с манипулятором Теория: Разработка конструкции мобильного робота с манипулятором Практика: Сборка мобильного робота с манипулятором Темы 4-6: Сборка мобильного робота повышенной проходимости Теория: Разработка конструкции мобильного робота повышенной проходимости Практика: Сборка мобильного робота с датчиками Vex IQ Темы 7: Сборка мобильного робота на базе гусениц Теория: Усовершенствование конструкции робота с учетом определенных задач. Практика: Сборка мобильного робота на базе гусениц. Раздел 7. Аттестация учащихся. (2ч) Теория: Обобщение пройденного материала. Подведение итогов работы за учебный год. Практика: Проверка знаний учащихся в виде тестирования. Форма занятий: комбинированные и практические занятия. Ожидаемые результаты обучения Предметные результаты: Теоретические: учащийся разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями. Практические: осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; получает и анализирует опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: поиск вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытание, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Личностные результаты: Ответственное отношение к выполнению заданий и стремление к получению результата; навык самостоятельного решения задач; умение работать в команде при решении задач; развитие алгоритмического мышления учащихся, логического мышления и навыков программирования; развитие внимательности и аккуратности. Метапредметные результаты: Программа направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания, развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать информацию. п/п № Форма занятий Календарный учебный график Количество часов Тема занятий всего теория 1 беседа 2 2 2 беседа, просмотр видеоролика, инструктаж 2 1 3 лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие самостоятельная работа 2 лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие лекция, практическое занятие практика Форма контроля Вводное занятие Тестирование 1 Конструктивные элементы и комплектующие конструкторов Vex IQ. Техника безопасности Беседа, опрос 1 1 Исполнительные конструкторов Vex IQ 2 1 1 2 1 1 Программируемый контролер Групповой контроль 2 1 1 Виды алгоритмов Педагогическое наблюдение 2 1 1 Подключение и работа с датчиком касания Беседа, опрос наблюдение 2 - 2 Подключение и работа с датчиком цвета Групповой контроль 2 - 2 Подключение и работа с датчиком расстояния Контрольное упражнение 2 - 2 Подключение управления моторами Беседа, опрос наблюдение 2 1 1 Подключение и работа с гироскопом 2 1 1 13 лекция, практическое 2 занятие 1 1 14 1 1 15 лекция, практическое 2 занятие практическое занятие 2 - 2 16 практическое занятие 2 - 2 Движение робота впередназад и осуществление поворотов Движение робота впередназад и осуществление поворотов Управление манипулятором робота Движение робота впередназад и осуществление поворотов Управление манипулятором робота Групповой контроль Контрольное упражнение 17 практическое занятие 2 - 2 18 лекция 2 2 - Подключение ультразвукового дальномера Сборка робота Clawbot 19 практическое занятие 2 - 2 Сборка робота Clawbot 20 практическое занятие 2 - 2 Сборка робота Clawbot 4 5 6 7 8 9 10 11 12 механизмы Беседа, педагогическое наблюдение Базовые принципы проектирования Контрольное роботов упражнение Контрольное упражнение Наблюдение Контрольное упражнение Наблюдение Беседа, опрос Сборка робота Clawbot Сборка робота Clawbot Сборка робота Clawbot 21 практическое занятие 2 - 2 Сборка робота Clawbot 22 практическое занятие 2 - 2 Сборка робота Clawbot 23 практическое занятие 2 - 2 Сборка робота Clawbot 24 2 - 2 Сборка робота Clawbot 25 самостоятельная работа лекция 2 2 - Подготовка к соревнованиям Bank Shot 26 практическое занятие 2 2 27 лекция, практическое 2 занятие 1 1 Подготовка к соревнованиям Bank Shot Сборка мобильного робота с манипулятором 28 лекция, практическое 2 занятие 1 1 Сборка мобильного робота с манипулятором 29 практическое занятие 2 - 2 Сборка мобильного повышенной проходимости робота Представление и техническое описание робота 30 практическое занятие 2 - 2 Сборка мобильного повышенной проходимости робота Представление и техническое описание робота 31 практическое занятие, 2 - 2 Сборка мобильного робота на базе гусениц Представление и техническое описание робота 32 практическое занятие 2 - 2 Сборка мобильного робота на базе гусениц Представление и техническое описание робота 33 самостоятельная 2 работа практическое занятие 2 - 2 Готовый робот 1 1 Сборка мобильного робота на базе гусениц Аттестация учащихся ВСЕГО 19 ч 49 ч 34 68 ч Сборка робота Clawbot Сборка робота Clawbot Сборка робота Clawbot Готовый робот Представление и техническое описание площадки, правил соревнования Наблюдение Представление и техническое описание робота Представление и техническое описание робота Методические материалы Для реализации содержания программы используются педагогические технологии, методы, приемы, формы и средства, способствующие получению технических знаний и умений, формированию системного восприятиях материала образовательной программы и соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный; методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация. Особенности организации образовательного процесса: Форма обучения очная, в условиях сетевого взаимодействия. Основной состав объединения постоянный. В данной программе используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы. Содержание практических занятий ориентировано не только на овладение обучающимися основных тем программы, но и на подготовку их для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Учебные занятия организованы в форме лекции с использованием видеоуроков, проектов-примеров и мультимедийных презентаций, беседы, диспута, игры, конкурса, круглого стола, мастер-класса, практической работы, турнира по некоторым темам могут использоваться электронные учебники и интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения. В работе используются педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология. Условия реализации программы Для организации занятий техническому моделированию требуется учебный кабинет и определенное оснащение образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение: - компьютеры с установленным необходимым программным обеспечением RobotC; - обновление встроенного программного обеспечения; - проектор; - робототехнические конструкторы Vex IQ; - источники питания. Информационное обеспечение Для успешной реализации учебной программы используется собранный информационный материал из интернет источников, периодических изданий и популярной литературы. Образцы готовых изделий, схемы, плакаты, шаблоны, раздаточный материал. При этом могут использоваться следующие материалы: видео мастер-классы, дидактические игры. Контрольно-измерительные материалы Освоение учащимися образовательной программы проходит в безоценочной форме. Мониторинг осуществляется по двум направлениям: 1. Мониторинг усвоения учащимися теоретической части программы (того, что они должны знать по окончании курса занятий). Для осуществления мониторинга используются творческие мастерские, «мозговой штурм» и т.п. Выполняя различные виды работы, ребята в течение года набирают определенное количество баллов: набранные 50-60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов - «хорошо», свыше 80 баллов - «отлично». Общее количество баллов складывается из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими учащимися) заданий. За выполнение заданий обычной сложности ребята получают от 3 до 5 баллов, повышенной сложности - до 10 баллов. Максимальную оценку (10 баллов) они также получают при успешном прохождении внешней экспертизы (работа, участвовавшая в работе выставки, выступление с докладом в заседании круглого стола). 2. Диагностика исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия в проводимых конкурсах и активности в работе кружка. Помимо проверки уровня усвоения материала (ЗУН), можно проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности. Заполнение таблицы достижений позволяет проследить участие каждого воспитанника в конкурсной деятельности различного уровня. Итогом мониторинга является диагностическая карта успеваемости воспитанников. Данная методика позволяет повысить эффективность учебной деятельности и предоставляет возможности для более объективной оценки успеваемости. Специфическая особенность - накопительный характер оценки. Определенным количеством баллов оцениваются следующие показатели: • Знания (теоретическая подготовка ребенка); • Умения (практическая подготовка); • Обладание опытом (конкретным); • Личностные качества. Чтобы иметь возможность оценить качество подготовки воспитанника, результаты ранжируются. На каждом уровне определяются критерии оценок и присваиваются баллы. Список литературы для педагога: 1.Ермишин К.В., Кольин М.А., Каргин Д.Н., Панфилов А.О. – Методические рекомендации для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М.,2015. 2.Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1 3.Каширин Д.А. Основы робототехники VEX IQ. Учебно- методическое пособие для учителя. ФГОС/ Д.А. Каширин, Н.Д. Федорова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 136 с. ISBN978-5- 377-10806-1. для учащихся: 1.Каширин Д.А. Основы робототехники VEX IQ. Рабочая тетрадь для ученика. ФГОС/Д.А.Каширин, Н.Д.Федорова.- М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 184 с. ISBN 978-5-377-10805-4 2.Мацаль И.И. Основы робототехники VEX IQ. Учебно-наглядное пособие для ученика. ФГОС/И.И. Мацаль, А.А. Нагорный. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 144 с. ISBN978-5-377-10913-6 3.VEX академия. Образовательный робототехнический проект по изучению основ робототехники на базе робототехнической платформы VEX Robotics [Сайт] [Электронный ресурс] :http://vexacademy.ru/index.html.