Театральная мозаика Программа ДО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»,
г. Жуков Жуковского района Калужской области
ул. Рогачева 11, тел. 54088, 56140

ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1 от «30» августа 2022г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________Аллабергенова Н.М.
Приказ №1/97 от «01» 09 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«МОЗАИКА»

Автор составитель:
учитель начальных классов
Наумова Вера Анатольевна

2022 г.
г.Жуков

Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие
актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием,
развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия
театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность
адаптироваться ребёнку в социальной среде.











1.2. Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через
различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных
групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии
не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам,
предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую
активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Программа имеет блочно-модульное построение: инвариантный блок дополнен вариативными модулями.
Вариативная часть программы представлена индивидуальными маршрутами обучения воспитанников.
Ценностные ориентации организации деятельности
предполагают уровневую оценку в достижении
планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией.
Содержание программы реализуется в предметно- деятельностной форме, что соответствует идеям ФГОС.
Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования, основным положениям Концепции
модернизации Российского образования, перспективным целям начального образования в школе. Программа
ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его
социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.
1.3. Актуальность программы
Актуальность программы театрального кружка «Мозаика» обусловлена тем, что в настоящее время развитие
творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как
художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим
духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом
самопознания, самораскрытия и самореализации.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных
мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование
целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и
учитывающую
историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной
деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,
способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно
повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного
диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество
на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не
только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид
деятельности, постоянно перерастающий в работу. Данная программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
1.4. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными
особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная
программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы
поведения в обществе, формируется духовность. Театрализованные занятия выполняют одновременно
познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке
выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной
деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится
согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и
развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно,
занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё
здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без
навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто
становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это
может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности
1.5 Цель программы
Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности
Задачи программы
Обучающие
 формировать необходимые представления о театральном искусстве;
 формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на
постановку дыхания, дикции, интонации;
 формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических
возможностей ребенка;
 отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя,
работать над ролью.
Развивающие
 развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
 развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
 развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
 развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического
искусства;
 развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
 ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье,
гармония, красота);
 способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
 формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
 воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
 формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность,
ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации обучающегося.
1.6.Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает то в роли
актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент;
-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и
живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его
психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа театрального кружка «Мозаика» является синтезом типовых образовательных программ по всеобщему и
специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа
воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко,
А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным
коллективом»; Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого
объединения); И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на
уроке и во внеурочной деятельности»; Г.Н.Токарев, С.П. Батосская (методическое пособие в помощь начинающим
руководителям театральной студии).
Программа театрального кружка «Мозаика» составлена на основе:
1.-программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100»
Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:

2.
3.

Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. ;
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт –
Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
1.7. Возраст детей
Программа театрального кружка «Мозаика» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.
1.8. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа
















1.9. Формы занятий
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступления перед зрителями в школе и детских садах
участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации дополнительной образовательной программы театрального кружка «Мозаика»
учащиеся смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к
событиям жизни, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности, приобретут навыки коллективной творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы театрального кружка «Мозаика» отслеживаются по трём
компонентам: личностный, метапредметный и предметный, что позволяет определить динамическую картину
формирования духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала обучающегося, его способности
эмоционального оценивания объектов и явлений окружающей действительности.
Личностные результаты:
познавательный интерес к театральной деятельности
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
•
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях;
•
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
•
социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого
развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством
формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции)
выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах
деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета театрального кружка «Мозаика»
Метапредметные результаты:
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности;
•
организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности
оборудования, организации места занятий;
•
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
• самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их улучшения;
•
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
•
умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике;
•
самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
•
выступать на публике;
Универсальными компетенциями учащихся являются:
•
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её
цели;
•
•

•
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении
общих целей;
•
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
По завершении обучения воспитанники должны знать:

особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального
искусства;

народные истоки театрального искусства;

художественное чтение как вид исполнительского искусства;

об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:

активизировать свою фантазию;

«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

коллективно выполнять задания;

культуру суждений о себе и о других;

выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Диагностика результативности работы по программе
В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными
умениями и творческие достижения каждого обучающегося. Методы и формы диагностики могут варьироваться
(беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.).
Методики определения результатов реализации программы
Название методик

Что отслеживается

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы
учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности,
автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:
“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального
состояния”.

Эмоциональное состояние;
Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение
к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение
межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

Необходимость выявить некоторые ценностные
характеристики личности (направленность «на себя», «на
общение», «на дело»

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты
достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются
по трем уровням:
1 уровень результатов – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в
теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
2 уровень результатов – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
участвует в смотрах конкурсах на уровне школы .
3 уровень результатов – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет
высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их
родителей, а также зрителей.
1.11.Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы.

итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

№

1

1

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за
развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
В качестве промежуточных результатов освоения младшими школьниками программы могут рассматриваться:
• выразительность исполнения разученных стихов;
• актерская работа в инсценировках сказок, театрализованных представлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка,
является спектакль или театральное представление.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности
обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и
достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения исполнительской деятельности, материалы
самоанализа, иллюстрации, эскизы и т.п.
2. Учебно – тематический план
Модули и темы

Кол-во часов
всего

Введение

Актерская
грамота.

Художественное
чтение

практика

Информ.
ресурсы

1

Презентация
творческого
объединения

История театра.
Театр как вид
искусства

теория

УУД

0,5

6

6

6

2
Эволюция
театра.
Современная
драматургия.
Литературное
наследие.

2

0,5

4
Упражнения,
игрыимпровизации,
творческие
задания

4

Многообразие
выразительных
средств в театре.
«Бессловесные
элементы
действия», «Логика
действий» и т.д.

Тренинги на
внимание.
Упражнения на
овладение и
пользование
словесными
воздействиями
этюды.

2
«Роль чтения
вслух в повышении
общей читательской
культуры».
«Основы
практической
работы над
голосом» и т. д

4
Упражнен
ия на тренировку
силы голоса,
диапазона голоса

Личностные. Развитие
готовности к
сотрудничеству и
дружбе.
Коммуникативные.
Умение вступать в
диалог.

Познавательные
Умение договариваться,
находить общее
решение.
Регулятивные
Моделирование
различных
ситуаций
поведения в
школе и других
общественных
местах.
Познавательные
Формирование умения
формулировать собственное
мнение и позицию. Умение
аргументировать своё
предложение, убеждать и
уступать.

Личностные.
Умение осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание (как
обращаться к учителю,
одноклассникам).
Познавательные
Умение

http://uskazki.mviive
page.ru/b1og/index/ журнал для детей
http://www.teatrbaby.ru/
metod_metodika.htm Ганелин Е.Р.
Программа обучения
детей основам
сценического искусства
«Школьный театр».
http://uskazki.mviive
page.ru/b1og/index/ журнал для детей
http://gnomidom.uco
z.ru/index/besedv о
teatre/0-25 - Гном и
Дом. Беседы о театре

http://www.solnet.ee/
parents/log 49.html артикуляционные
упражнения
http://www.vseodetis
hkax.ru/ - сайт «Всё о
детях». Речевые
ситуации
http://azps.ru/traiiiing
/2/tm6.html упражнения на
развитие памяти

http://littlehuman.ru/393/
- скороговорки
http://festival.lseptem
ber.ru/articles/532182/ фестиваль
педагогических идей
http://skorogovor.ru/инт
ересное - как развивать
речь

Сценическое
движение.

6

Работа над
пьесой

8

Итоговое занятие

1

2
Пластическая
выразительность
актера

4
Сценическ
ая акробатика

3
Анализ пьесы,
чтение и
обсуждение.
Образы героев.

5
Выразител
ьное чтение по
ролям.
Определен
ие сквозного
действия роли.
Репетиции
. Показ
спектакля.

0,5

0,5

контролировать
действия партнёра
по деятельности.
Умение задавать
вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнёром.
Коммуникативные
Умение
адекватно принимать
оценку учителя.

.
http://littlehuman.ru/393/
- сборник детских
скороговорок

Регулятивные
Целеполагание, как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
уч-ся и того, что ещё
неизвестно. Умение
определения
последовательности
промежуточных целей с
учётом конечного
результата.
Личностные
Формирование адекватной
дифференцированной
самооценки. Развитие
готовности к
сотрудничеству и дружбе.
Коммуникативные
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные
Умение самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения действия и
вносить необходимые
коррективы в
исполнение, как по ходу
его реализации, так и в
конце действия.
Личностные
Умение видеть красоту
труда и творчества.
Формирование
внутренней позиции
школьника на уровне
положительного
отношения к труду и

http://detskavaskazka.ru/scenarii
detskih skazok
sjuzhet.php - детские
сценарии

http://
www.somc.ru/node/219 сайт «Методический
центр по
художественному
воспитанию»
http://psihologschool.
ucoz.ru/publ/9-l-0-84 уроки общения в
начальной школе

http://skazochnikonli
ne.ru/index/scenarii ро
motivam skazok/0-2208
- сайт «Добрый
сказочник»

творчеству.
3. Содержание
Модуль 1. Введение.
1.Вводное занятие «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
Модуль 2. История театра. Театр как вид искусства.
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера,
балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры;
рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных
постановок. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный
театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре
(готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств.
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», песни, пляски, посвящённые Яриле,
игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова»,
«Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из
литературных источников сюжеты.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями,
танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть
кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание
афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: творческое задание на тему: «Путешествие по театральной программке».
Модуль3. Актерская грамота.
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с
драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым
оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или
Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время,
ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за
другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета
с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия.
Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной
цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …»,
этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые,
без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Модуль 4. Художественное чтение.
4.1.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над
голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука:
«Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка
навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым
аппаратом.
4.2.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы»,
«Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение
«лепкой» фразы.
4.3.
Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность
звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного
предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в
воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
Модуль 5. Сценическое движение.
5.1.Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы
акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет
на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок
вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды.
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Бальные» танцы: «Танец-шествие»,
«Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Основные
позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный
шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
Модуль 6. Работа над пьесой.

6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка.
Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы,
идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы.
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое
поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера
игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение
по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения
выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.
Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра,
различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4.
Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм
«конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: творческая работа на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией,
репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с
объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля
(участвуют все актеры, все службы).
Модуль 7. Итоговое занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и
оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий
разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: блицтурнир
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Оформление газеты «В мире
театра».
4.Методическое обеспечение
При реализации программы «Искусство сцены» используются как традиционные методы обучения, так и
инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительноиллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог
помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения,
метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь
целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает
постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового

содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся
к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические,
практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии,
занятие-путешествие, занятия зачёты, показы инсценировок.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и
варьировать их по своему усмотрению. Сценическое искусство включает множество методов самовыражения
личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром,
запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия,
пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные
образы, развивает координацию движений).
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно
нескольким принципам:
 игрового самочувствия;
 от простого к сложному;
 от элементарного фантазирования к созданию образа.
Примеры театральных игр.
1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на
некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске
каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды,
называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не
правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется
литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к
персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают
для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого
игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача
заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до
ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской
смелости.
3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на
определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкальнопластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа
актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме),
общаться с партнёрами. Этюдный тренаж включает в себя:
1) этюды (упражнения) на развитие внимания;
2) этюды на развитие памяти;
3) этюды на развитие воображения;
4) этюды на развитие мышления;
5) этюды на выражении эмоций;
6) этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная
гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;
упражнения на развитие диапазона голоса);
7) этюды на выразительность жеста;
8) этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
9) этюды на отработку движений.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кружка большая роль отводится импровизации.
Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы,
движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех
детей, независимо от уровня их подготовленности.
Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать
индивидуально, так как он умеет.
В репертуар театра включены:
 инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
 адаптированные к условиям школьного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра должны учитываться интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы
должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими
формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год
обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при
этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки
определяется содержанием спектакля.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального
(профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания
тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
 иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
 иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».
 таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
раздаточный материал:
 карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
 карточки с заданиями к разделу «История театра»;
 вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
 карточки с заданиями для занятий-зачётов,
 творческие задания;
 тесты по разделу «История театра»;
 кроссворды, викторины
Материально-техническое обеспечение
• компьютерная установка и проекционный экран для слайд - шоу презентаций;
• музыкальный центр;
• ширма;
• декорации;
• костюмы.





Рекомендуемый репертуар
Сказка «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» по произведению С. Маршака
Сказка» С Новым годом, теремок!» Нюхалов Л.А.
Сказка «Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева
«Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
Литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А.
Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2005г.-270 с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2005 г.
Театр, где играют дети: Учебно - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред.
А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н./Д: Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432)54-0-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».